Поиск на нашем сайте
Google

Найти животное:
  Новости
  Художники
  Галереи
  Статьи
  Форум
  Контакты
  О проекте
  Наши друзья

Новая картина

 
Вход для художников

логин:

пароль:


(восстановить пароль)

Rambler's Top100
Зооклуб - сервер о животных

Rambler's Top100
Портал обо всем, что бегает, летает и прыгает Животные : домашние и не очень, все о животных, энциклопедия домашних животных. Кошки, собаки, рыбки, лошади, птицы, рептилии, зооправо, зооприколы, зоотовары, зоовыставки, рефераты по биологии, зоологии, экологии, ссылки.
Питомник «Magic Smile» Питомник бернских зенненхундов Из Большого Дома
|  Статьи - Уроки мастерства - Методические указания по рисованию больших кошек.  |
ИЗВИНИТЕ, СТАТЬЯ РЕДАКТИРУЕТСЯ!


Часть1. Общие черты внешнего вида и построения.


Целью этого руководства было рассмотреть общую методику рисования диких представителей семейства кошачьих, а так же остановиться на особенностях отдельных кошек. Необходимо обозначить общие черты всего семейства, и подать это настолько подробно или кратко, насколько это необходимо художнику для работы. Так же поставлена цель, показать общие принципы построения и работы с тоном. В этом пособии по рисованию все советы по работе даются о больших кошках (например, по работе цветным карандашом) т.е. я не уверен, можно ли это использовать в случае других животных, но некоторые вещи – вполне возможно. К сожалению, здесь нет всех тех базовых знаний, которыми должны быть обеспечены самые начинающие ученики. Поэтому, если вы видите что-то непонятное, не бойтесь, и посмотрите это в другой литературе. Есть отличные руководства, объясняющие, что такое тона, штрихи или как точить карандаши. В этой «методичке» есть масса полезных советов и указаний, но если вы еще не начинали рисовать, то, вероятно, вы не сможете сегодня же использовать полученные знания. Здесь дается именно «база» по рисованию больших кошек, а не руководство по рисованию в общем. Так же была предпринята попытка, дать какую-то базу художникам, рисующих антропоморфных кошек.

Большие кошки

В отличие от собак, чье семейство очень разнообразно, у кошек больше сходств, чем отличий. Но эти отличия - это особенности, которые их выделяют, это, например, шкура леопарда или грива льва. Если представить себе леопарда и снежного барса без их изящной пятнистой шерсти, то, навряд ли их удастся различить. Таким образом, большие кошки отличаются только по своей «одежде». Из этого следует, что мы можем рассматривать анатомию, динамику и пластику на каком-либо одном примере, который будет общим для всех больших кошек.

Общие этапы построения

1. Расположение предметов на листе бумаги. Проанализируйте композицию, сопоставьте объемы тела животного, наметьте фигуру так, чтобы она занимала необходимое положение и не выходила за пределы листа.
2. Проверьте пропорции, меряя на глаз или карандашом, если работаете с натурой. Создайте контурный рисунок. Многие животные имеют довольно густую шерсть, но пока достаточно одной линии.
3. Проработайте черты морды кошки, пальцы и когти на лапах.
4. Добавьте контуру вид шерстистости, чтобы получить контурный рисунок; Отдельные контурные линии шерсти можно обозначать на лопатках, бедрах и холке.
5. Нарисуйте пятна или полоски, предварительно намечая их, учитывая объемность формы.
Основная линия

Это центральная линия тела, которая отражает форму, принимаемую телом.
Основная линия соответствует позе и объединяет все части тела в единое динамическое целое. Если фигура в движении, то основная линия становится линией движения.
Необходимо почувствовать основную линию внутри тела кошки, это позволяет делать быстрые наброски.
- набросок гепарда
- львица в прыжке
Анатомическим соответствием основной линии является скелет.

Интересное о скелете

Череп

Челюстно-лицевой отдел преобладает над мозговым. В челюстях характерное расположение зубов (общее для отряда хищных). Плоский лоб, глубокие ямки для прикрепления жевательных мышц, выраженные скуловые кости - все это основа внешнего вида головы большой кошки.
Скелет туловища
Основной скелет
Важно отметить, что верхнее-нижний размер грудной клетки существенно больше бокового, отсюда следует два важных вывода:
- если посмотреть на большую кошку спереди, то она выглядит удивительно тонкой. Это позволяет кошке пролезать в узкие места
- В лежачем положении все кошки выглядят удивительно плоскими. Часто они опускают голову, прижимаются щекой к земле и выглядят плоскими по всему туловищу.
Все млекопитающие, в том числе человек и кошки, имеют 7 шейных позвонков. Хвостовых позвонков около 16. У льва последний позвонок образует кисточку на хвосте.
Добавочный скелет

На костях встречаются множественные бугорки и шероховатости, это места прикрепления мышц. На костях есть так же места, от которых мышцы начинаются. Начинаются мышца от одной кости, а прикрепляются к другой. Это делает возможным работу сустава.

Мышцы

Многие кошки, особенно лев, имеют выраженный мышечный рельеф. На рисунке можно показать мышцы более явственными, чем они смотрятся на фото или на реальном звере. Рельефность мышц обусловлена рядом факторов: длина шерсти, напряженность позы, наложение одной мышцы на другую (в таком месте их будет видно особенно
хорошо).
На рисунке выделены штрихами наиболее важные для художника мышцы. Это мышцы бедер, плеч и плечевого пояса. Остальные не выявляются из-за шерстяного покрова. На голове мышцы напрягаются во время рычания, при этом необходимо изучать складки на лбу и на носу, а не сами мышцы.

Пластическая анатомия

У больших кошек шкура прикреплена к мышцам не плотно. Свободно лежащая шкура
обуславливает гибкость: позвоночник очень гибкий, большой спектр движений.
Позвоночник коренным образом меняет рельеф спины при различных движениях. Если кошка сворачивается в клубок, то форма позвоночника ясно очерчивается на спине.
Вот хороший пример пластики тела больших кошек. Это контурный рисунок. Я сделал его с модели в зоо-музее. Здесь изображены тигры, но полосы я убрал для наглядности, а так же изобразил их морды более выразительными. Верхний тигр нападает, а нижний испугался и защищается.
На втором рисунке – основные линии. Стрелки обозначают движение. У верхнего тигра правая передняя лапа поднимается вверх, а остальные опираются в землю. Основная линия туловища переходит со спины на голову. Рассмотрите, что линия очень пластичная, она представляет собой полуокружность, если наблюдать от копчика до лба. Но при этом само тело в разных ракурсах – живот, бедра и плечевой пояс передаются в разных проекциях. Так же все изображено в перспективе. Кульминация силы тигра - в его плечах и грозном рычании.
Нижний тигр весь сжался. Его основная линия возвращается в обратном направлении - его голова повернулась назад.
На третьем рисунке показаны мышцы. Наиболее напряженные выделены наиболее жирно.
На четвертом я вписываю овалы внутрь тигров – это показывает их объем. Понимание объема очень важно для начинающего художника.

В туловище три основных части – бедра, живот, грудная клетка с поясом верхних конечностей.
В начале работы можно различные части тела обозначать как овалами, так и прямоугольниками. Первый способ лежит в основе инструкций для пошагового рисования, а второй - в основе азбуки строения животного. Теоретически в этом нет разницы, так как овал можно вписать в прямоугольник. Голову можно обозначать как круг, а лапы как прямоугольники.
Принцип построения

В основе построения лежит движение от простого к сложному, от частного к общему. Перед началом построения является незыблемым метод измерения отдельных частей объекта между собой. Если рисуют с натуры, то меряют на карандаш, а при работе с фотографией можно воспользоваться линейкой. Метод измерения на глаз не всегда оправдывает себя.
Прежде всего нужно оценить перспективу. Затем переходят уже собственно к предмету. Решают, какая часть его послужит «мерником». Мерить можно всё ко всему, но чаще всего это голова. Измеряют расстояние между двумя дальними точками на голове. Проще говоря, измеряют длину головы. Уши не учитывают. Чаще всего используют горизонтальное измерение. В этом случае голова у больших кошек менее достоверный ориентир, чем у человека. Дело в том, что голова человека по форме приближается к цилиндру, и как ее не крути, будет примерно одинаковое расстояние между крайними точками, а у больших кошек морды продолговатые, и оно будет варьировать. Но в большей степени это касается лошадей и собачьих.
Когда «длина» головы измерена, то отмеряют, сколько голов укладываются в туловище, между передними и задними лапами. После этого можно построить основной скелет. (естественно, простыми линиями). Затем анализируют лапы и строят добавочный скелет, после чего проверяют длину хвоста и оценивают края форм на натуре. (выпуклость, ровность края). Опять же, мерить можно всё ко всему, это делается с целью проверки пропорциональности тела. Если кажется, что какая-то часть тела больше или меньше чем она должна быть, то следует измерить пропорции на натуре. Т.е. померить (на карандаш) какова длина этой части по отношению к другой части.
Голову тоже меряют. Измеряют, прежде всего, сколько глаз укладывается между глазами, оценивают длину морды к длине головы. Все эти показатели различаются у разных кошек, они зависят и от ракурса. Поэтому нет нужды запоминать цифры – это бесполезно. В фас у тигра укладывается два глаза между глазами, а у кошки рыболова – один. Основная разница между рисованием животных и человека в том, что звери все очень разнообразны, поэтому нет смысла запоминать эти меры, ведь всех не запомнишь. Лучше научиться технике измерения и иметь фотографию зверя, которого вы рисуете. Цель всех этих операций одна - соблюсти пропорции
. Метод измерения выручает начинающих учеников, которые еще не знают азбуки строения животного и еще не имеют приблизительного представления о пропорциях или «чутья пропорциональности». Этот метод точнее выше перечисленных навыков, но используется при работе с натурой, без натуры не эффективен.
В основе любого художественного обучения должно лежать объемное мышление. Необходимо научиться чувствовать объем, видеть его и мыслить объемно. Чтобы отразить этот подход, автор в своем руководстве рекомендует вписывать овалы в отдельные формы тела. Данный метод позволяет почувствовать глубину предмета, и, следовательно, его объем. Форма - это производное объема. Овалы пригодятся для построения полосок, пятен и штриховки.
Но вернемся к построению головы. Построение любой головы начинается с рисования овала (круга) и проведении его средней линии. Эта линия является геометрической прямой только если дана морда в фас. Если, например, вид в три четверти, то средней линией является окружность, вписанная по середине шара. Всё это далее будет проиллюстрировано примером.
Все части – глаза, нос, губы - взаимосвязаны, но не являются основой друг для друга. Не следует рисовать глаз, опираясь на расположении носа. Лучше провести линию, проходящую через верхние края бровей, затем, построить веки, и только потом – глаза. Это объясняется легко. Когда вы обозначили ткани вокруг глаза, и убедились, что правильно это сделали, то вы уже видите, куда вписать глаз. Если же вокруг носа голое пространство, то вы не знаете, где именно находятся глаза, и «блуждать» можете бесконечно. И особенно печально то, что если вы и «поставите» глаз на нужном месте, то вы, скорее всего не увидите, что это правильно. Вы не будете понимать, почему глаз именно на этом месте, ведь вы не выполняли серии геометрических построений, чтобы логически выявить его расположения Все выше сказанное касается любой части тела, нарисованной отдельно от тела , «по догадке» . Многие сразу бросаются рисовать глаза (т.е здесь – глазные яблоки), да и некоторые туториалы этому потворствуют, но я не вижу
смысла, зачем торопиться побыстрее их изобразить.


Для начала рассмотрим рисование фигуры в профиль на примере пантеры. Проще всего нарисовать кошку в профиль, но это лишь одна из многих возможных поз.

Пантера в профиль

1. Основная линия, характеризует туловище и хвост. Расстояние между двумя точками примерно соответствует расстоянию между лапами, в него укладывается две головы.
2. Грудная клетка и лапы.
3. появляется еще одна окружность для бедер.
4. Овалы приблизительно соответствуют формам тела, на голове один овал обозначает ухо, а другой – морду. Овалы соединяются в соответствии с формой тела.
5. Формы дорабатываются, идет работа над головой.
6. Стираются овалы, вносятся несколько линий обозначающих мускулатуру, получается готовый контурный рисунок.

Такие упражнения очень распространены, но они, увы, не учат объемному мышлению.
Объемное мышление представляет собой такой вид восприятия предмета, при котором учитывается его объем, а тонирование и штриховка осуществляются с учетом понимаемого объема. Есть выражение в живописи, «класть мазок по форме», это означает, что ход мазков должен повторять форму предмета. То же самое касается и штриха. Но в плане больших кошек ситуация неоднозначная. Часто штрихом нужно показать шерсть, шкуру, поэтому он должен соответствовать не только форме, но и шерсти. Шерсть имеет свой особый ход и направления, лучше это анализировать на натуре.
Для развития объёмного мышления я могу предложить следующие упражнения. Они называются «обрубовкой». Это конструктивный подход, применяется в традиционной школе при рисовании фигуры человека и головы.
На первом рисунке изображена нагибающаяся кошка, стоящая на горе. Это может быть пума или снежный барс. Чтобы построить такой рисунок, необходимо обобщение формы.
Все формы изображаются очень примитивно и утрируются. Тон набирается в соответствии с простым графическим законом – боковые поверхности темнее, а горизонтальные – светлые и могут вообще не тонироваться.
На втором рисунке сидящая кошка, это может быть лев или леопард. Здесь отчетливо видно, что лежащие на боку кошки смотрятся плоскими. На рисунке показаны наиболее темные участки. Их следует намечать в первую очередь и сохранять до конца работы.
Здесь я по памяти постарался изобразить гепарда: тонкая талия и передние лапы.
Здесь тоже сидящая кошка, это очень распространенный ракурс.
Еще несколько примеров.



Сидящий леопард

Сложнее предыдущего варианта с пантерой. Сидящая кошка. Рисунок более пространственный, важно понимание объема.
Обратите внимание, что бедра любой большой кошки, сидящей вертикально, кажутся маленькими. Они могут занимать до ¼ расстояния от макушки до ступни. Величина бедер в данном положении различается. У дымчатого леопарда бедра еще меньше, чем у леопарда обычного. Голова может быть наклонена, или опущена – в такой позе кошки смотрят вверх или лижутся. Если голова наклонена вниз, то глаза следует расположить ниже основной линии круга (см. 3 этап), нос также будет ниже.
1. Правая основная линия соответствует 2,5 головы, левая зависит от ракурса.
2. Основные линии круга, проходящие через его центр, овалы и линии лап. Овалы соответствуют трем основным частям тела – грудной клетке, животу и бедрам.
3. Формы лап, связующие линии, глазницы и нос – упрощенные формы, уши. Форма головы редактируется и постепенно сужается.
4. Учитывая объем, корректируется контур тела. Появляются губы и нос, их следует рисовать по предварительно проведенным линиям симметрии, главное нарисовать это симметрично. Глаза, здесь и далее, необходимо рисовать особенно внимательно, даже небольшое отклонение может изменить вид.
5. Для понимания объема тела я вписываю окружности насквозь. На этом этапе прорабатываются мелкие детали. (когти и внутренний угол глаза) Морда дана в фас, по этому она вся строится симметрично, по линии симметрии. Если нарисовали левую ноздрю, то надо изобразить и правую. Это легче, чем нарисовать всю правую половину, а затем всю левую. Появляется линия, проходящая через нос, она нужна для улучшения носа, без нее доработать нос симметрично очень трудно. Чем дальше от линии симметрии находятся предметы, тем труднее соблюсти их симметричность.
6. Ориентируясь на вписанные окружности, я рисую пятна, причем на голове - в равномерной последовательности, т.е. не стоит полностью обрисовывать пятнами сначала одну половину симметричной головы, и только – потом вторую половину. Ход пятен соответствует характеру формы и ее объему. Т.е. по краю формы пятна меньше, в местах выпуклости они крупнее. На этом этапе добавляются усы, закрашиваются все темные участки. Что касается глаз, то я сохраняю им блик. Я придаю изящную форму голове. Это нетрудно сделать, если разбираться в черепе, т.е. понимать, где скулы и что они из себя представляют.
7. Подумайте, откуда падает свет, и оцените его интенсивность - начало работы с тоном – основные, т.е. «глобальные тени», мелкие не рисуют, но я работаю над глазом. Тени не очень сильные, они служат ориентиром для последующего рисования. Необходимо помнить о рефлексах и учитывать их при наложении тени.
8. Более мелкие тени и полутона – «набирается тон». Главное – всегда держать в голове объем формы, и накладывать штрих в соответствие с ним, (это то самое, когда говорят «штрих накладывается по форме») и помнить, какие тени самые темные. Тени усиливаются, наибольшая темнота - там, куда не попадает свет и у края формы (на самом краю часто рефлексы)
9. Окончательная доработка, цель ее – чтобы все тона, тени выглядели целостно, света и блики – сияли и выглядели выразительно, чтобы тон был достаточно плотным. На конечном этапе еще используют такой прием, когда смотрят через несколько часов (или дней) на рисунок, что называется, «свежим глазом», и становится видно, что мы забыли или в чем ошиблись. В данном случае я забыл про нос и потом его докрасил.

Фигура в движении

Кошка марги (син.: длиннохвостая, американская кошка) выглядит весьма напряженной в таком положении - ее шея вытянута, и вес перемещен на передние лапы.
В этом примере нет ничего нового, но он более сложный и в нем есть все приемы, которые мы проходили – это построение тела, окружностей, вписывание овалов и рисование пятен. Уровень обзора – сверху.
Фигура в композиции

В целом, здесь рассматривается композиция. На различных этапах показано, что прорисовка композиции идет вместе с рисованием самой кошки, хотя и запаздывает немного. Не следует рисовать сначала кошку, а потом - все что ее окружает. Лучше выполнять это одновременно. Особенно это касается работы с тоном. На прорисованном заднем плане герой будет смотреться уже по-другому, чем на белом листе. В живописи его тона, цвета зависят от тонов окружающей обстановки, и наоборот. Персонаж и окружающая среда не должны сливаться, последняя в данном рисунке темнее кошки. Если рисунок выполняется красками, то животное и пейзаж могут иметь разные цветовые отношения по тональности или теплохолодности.
Если пишут картину, то необходимо определиться, что в ней главное – животные или пейзаж – компромиссов не бывает. Присутствие животных всегда оживляет сцены неживой природы.
Перспектива

Перспектива строится геометрически, здесь дается несколько примеров как ее строить и объясняется ее значение.
Пример 1. Горизонтальная линия является уровнем обзора. Она представляет собой горизонт (линию горизонта). Горизонт – это линия, в которой сходятся небо и земля. Две точки, (на которых установлены флажки) расположенные на линии горизонта , называются точками схода. Точек схода может быть три и более или может быть только одна. Это зависит от поставленной задачи.
В самом начале работы находят, либо произвольно проводят линию горизонта, затем на ней устанавливают точки схода. Для тренировки это можно сделать произвольно. Если рисуют заданный ландшафт, улицу или интерьер, то точки схода находят за счет построения линии крыш, уходящей к горизонту, или по линии между стеной и потолком, стеной и полом.
В моем примере одинаковое расстояние между точками схода от клетки.. Когда они были построены, я провел линии, выходящие из точек схода, и образующие крышу и низ клетки. Я мог бы провести их выше или ниже, то есть под другими углами. В том месте, где эти линии пересеклись находится угол самой клетки. Клетка получилась столь симметрична, потому что от ее вертикальной центральной линии (угол стен)одинаковое расстояние до точек схода.
В следующем примере я уменьшил расстояние от вертикальной центральной линии до правой точки схода. Вот что в результате получилось. Клетка уже смотрится под другим ракурсом. Еще раз об уровне обзора: он находится там, где строго горизонтальная линия пересекает клетку. Его меряют карандашом или линейкой при работе с натурой или фотографией. Так находят уровень обзора.
Как дальше работать с перспективой? Закону перспективы подчиняются не только линии крыш, но и всех предметов. Здесь я нарисовал окошко за счет двух линий, проведенных из точки схода. Благодаря этому окошко занимает правильное положение.
Интерьер: секрет построения интерьера в том, что линии, проведенные из правой точки схода, нужны для построения его левой части, и наоборот. Это две линии: верхняя является границей между стеной и потолком, а нижняя – между стеной и полом.
Обычно потолок темнее пола, а стена средней тональности. При детализации интерьера это важно сохранить.

Перспектива имеет наиболее важное значения для рисования головы в различных ракурсах, например, в три четверти. При построении целой фигуры перспектива не столь важна, впрочем , и здесь не стоит о ней забывать. При построении головы важно помнить о перспективе с самого начала и проанализировать ее на натуре.
Точка схода действительно существует, но располагается на столько далеко, что ее просто не изображают. Однако теоретически можно построить лоб и подбородок по линиям, проведенным из этой точки схода. Всего три таких основных линии, т.е. еще есть линия глаз.
Два примера: голова тигра иллюстрирует выше описанное, а голова льва показывает как влияет перспектива на линии глаз, носа и подбородка. Расстояние 1 слева меньше чем справа, поэтому точка схода находится слева. Зная это, можно догадаться о ходе линии глаз и других.
Перспективой можно проверять портреты.

Голова

Головы больших кошек имеют много общего, но есть отличия в длине морды и бакенбард. Глаза имеют одну и ту же схему построения, но различаются по цвету. Любая голова состоит из двух частей. Первая - шарообразной формы, а вторая формы параллелепипеда, эта часть включает нос и челюсти, выдается вперед. Необходимо составить голову из этих частей так, чтобы она получилась единым целым. Для этого надо грамотно выполнить переход из одной формы в другую. Этот переход находится там, где соприкасаются две части. Он затрагивает нос (часть около лба), губы (задняя часть) и внутренний уголок глаза. Нос переходит в лоб. (очертания лба различны в профиль и в других ракурсах, например, если кошка немного повернет голову , то линия лба повлияет на переносицу – см. рисунок) Внутренний угол глаза переходит на боковую поверхность носа, где он выглядит затенением или окрашиванием . наружный угол так же может иметь определенную окраску. Наиболее длинная шерсть находится в области бакенбард, у нижнего края головы.
Часто уши имеют различное расположение, но лучше располагать их более менее равномерно. На голове есть участки очень темной окраски, могут быть и участки светлой окраски.

Построение головы

Голова в фас на примере пумы
1. Нарисуйте круг и проведите линии.
2. отметки на горизонтальной линии получены измерением, нижние линии нужны для глазниц и носа.
3. Появляются уши, нос и глазницы. Пока идем от элементарных геометрических форм – нос строится упрощенно.
4. Построение губ и подбородка так же упрощено. Все эти простые формы соответствуют реальным формам, которые в последующем будут вписаны в простые формы. Так же я измерил, что край губы соответствует центру глазницы и теперь на это ориентируюсь. У других кошек он мог бы проецироваться на наружный или внутренний угол глаза.
5. Надбровные дуги, толщинка ушей, губы вырисовываются внутри простых геометрических форм, начиная от пересечения линий. Теперь понятно, где рисовать скулы.
6. Линия над бровями для узора, дальнейшее построение морды строго по принципу симметрии. Здесь и далее – мелкие детали. Линии, проведенные через основания ушей, способны проверить их симметричность. Глаза построить насквозь, т.е. круг, так легче придать им правильную форму круга. Затем лишняя часть круга стирается. Глаза нужно строить предельно точно, даже пол миллиметра могут изменить взгляд на маленьком рисунке. Вокруг глаз находится черное окаймление.
7. Стираются линии построения и лишнее глаз, появляется новая линия для усовершенствования носа, рисуется узор над бровями.
8. Мелкие детали. Проанализируйте работу над глазницей 6-8.
9. Темные участки.

Чтобы изображать голову в более сложных ракурсах, необходимо ориентироваться в объемах различных частей лица. Не следует длительно останавливаться на чем-то одном, если часть портрета не готова вовсе.
Упрощенно голову большой кошки можно представить как совокупность различных упрощенных объемов. Построение начинается с рисования окружности и вписывания в нее овала. На самом деле, эта окружность представляет собой шар, так как имеет объем. Проводится линия, по которой строится нос. Далее я упрощенно построил морду из простых геометрических фигур. Параллелепипед, или трапеция, представляет собой выдающуюся вперед часть головы (часть 2, см. в начале раздела)
На третьей картинке я выполнил тонирование. Рисунок напоминает «обрубовку». Все вертикальные плоскости затемняются, а горизонтальные светлые, т.е. не заштриховываются, потому что на них падает свет. Важно овладеть этим элементарным законом. Так же здесь усложняется центральная линия на лбу.
Четвертая картинка – это просто усложненный вариант третьей. Простые геометрические фигуры были разбиты на более мелкие формы. Различные поверхности, или полигоны, этих форм имеют разную тоновую нагрузку. Два многоугольника над глазами я сделал светлыми, потому что у тигра в этой области светлые участки. Наиболее темные участки под глазами и на боковой поверхности носа. Посмотрите на боковую поверхность головы: на краю полигоны светлее, чем те, что расположены около края. Это представляет собой рефлекторную тень (рефлекс).


Рассмотрим, как рисовать голову в перспективе.
Для примера возьмем голову львицы.
1. Начнем рисование с шара (т.е. окружности). Он изображает первую (основную) часть головы. Представьте шар как объемный объект. Впишите в него две окружности. Вертикальная является центральной линией, а горизонтальная - линией, на уровне которой нос переходит в лоб. Отчасти этой линии соответствует нижний край глаз. Потом вы будете рисовать в других ракурсах, и линии пойдут по-другому, но эти закономерности должны выполняться.
2. появляется параллелепипед, изображающий вторую часть. Отметьте на нем вдавление. Это то место, где угол глаза переходит на боковую поверхность носа.
3. появляются уши и очертание шеи. Если рисуете портрет, не забывайте про шею. Это – «фундамент» головы.
4. Дальше я провожу оси и срединные линии. По ним я выстраиваю черты лица внутри фигур, нарисованных на предыдущих этапах, и затем стираю эти фигуры.
5. ,6 прорабатываются отдельные черты морды. Прежде чем нарисовать зрачок, намечается его положение. Появляются штрихи, которые указывают на объемы форм.
7.Прежде чем приступить к раскрашиванию, я отмечаю те участки, которые у зверя от природы темные. Это самые темные участки (уши, черное окаймление глаз, губы, ноздри, иногда – ротовая полость). Так делается для того, чтобы знать, какой тон самый темный. Самый темный тон принадлежит именно этим участкам. Когда вы будете набирать форму, например на скуле, вы можете так увлечься, что переусердствуете и нанесете слишком темный тон. Но предварительная раскраска самых темных участков предостерегает от этого. Благодаря ей, вы всегда видите, какой тон самый темный и не сделаете темнее в другом месте. Данный прием мало эффективен при работе с углем.
8. постепенно набирается тон. Под головой будет выраженная тень , ведь у зверя морда продолговатая. Намечаются надбровные дуги.
9. тон дорабатывается, и вводятся всякие мелкие черты. Это, прежде всего усы. С каждой стороны можно рисовать 8-12 усов. На мелком рисунке - 5. Положение усов бывает различное: они могут быть направлены как вперед, так и назад, как вверх, так и вниз. Наблюдайте за животными. Далее, на морде бывают шрамы и царапины, в основном это касается львов, в меньшей степени леопардов и тигров. У животных с пышным мехом они не видны (снежный барс, рысь). Но на носу, где покров всегда маленький, они хорошо различимы.
10. Наносится шерсть. В карандашном рисунке после нанесения шерсти фигура вся будет темнее. Учитывая это, тона на предыдущих этапах можно делать немного светлее.

Голова в профиль
Здесь наиболее трудная задача – это правильно изобразить глаз. Профиль льва является классическим профилем большой кошки. В целом изобразить голову с данного ракурса легче, чем с предыдущих двух. Перед началом работы важно продумать, как различные объемы (прежде всего скула и щеки) головы переходят друг в друга. Пример - два профиля леопарда.


Глаза

Сами по себе глаза больших кошек имеют много общего среди представителей разных видов, но ткани вокруг глаз имеют ряд особенностей. Очень важно понять, как изменяется выражение глаз при различных эмоциях. Наиболее важные из них это ярость, испуг, обида, умиротворенность, спокойствие, сосредоточенность.
Этапы построения глаза
1. Сначала строится эллипс, представляющий собой глазницу, и круг. Верхний или нижний края глаза могут быть не видны на натуре, но все равно необходимо построить целостный круг , чтобы глаз смотрелся правильной круглой формы. В глазнице глаз занимает преимущественно верхнее положение, т.е. ближе к верхнему веку.
2. Строится бровь сверху и угол глаза внизу. Очень часто центральная линия зрачка не является строго вертикальной, а чуть отклоняется в сторону. Я строю вертикаль и рядом- центральную линию зрачка.
3. Дорисовывается бровь, снизу появляется белая кромка.
4. Намечаются полоски и пятна. У тигров всегда бывает разным узор над глазом. В других местах он меньше варьирует.
5. Набирается тон. Черное пространство, окружающее глаз, называется черным окаймлением. Ниже и выше него располагаются четкие участки белого, белая кромка и бровь соответственно. Под белой кромкой всегда есть черная полоска. Не упускайте ее - в сочетании с белым она придает контраста.
6. Шерсть. Некоторые кошки имеют настоящие брови из шерсти, к этому мы вернемся.

Теперь рассмотрим несколько отдельных вариантов
Глаз тигра. (правый, фас)
Я нарисовал глаз рычащего, разозленного тигра.
Обратите внимание на форму глаза: видимый боковой размер больше верхнего.
Зрачок имеет ромбовидную форму, но его края закруглены. Лучше не рисовать зрачок идеально ромбовидной формы – это будет придавать глазу неестественность. Кроме того , ромбик не имеет правильной формы. Лучше располагать зрачок ближе к верхнему веку, чем к нижнему.
Вокруг глаза - сплошное черное окаймление. В «природе» на нем может и не быть белых бликов, но я делаю. У края глаза оно переходит в черную вертикальную полоску.
1. Все тигры имеют над глазом большую белую «веснушку». Я придал ей тень снизу и кнутри, чтобы показать объём формы. На реальных фотографиях так не бывает, но часто художники вводят свои особенности в рисунок не зависимо от того, есть ли это на натуре или нет. Обратите на это внимание.

2. У рычащей кошки появляются морщины на носу, которые переходят в область глаза и частично перекрывают черное окаймление, а иногда и значительно. Если вы рисуете стилизованного злого тигра, то морщина может даже закрывать нижний участок глаза, что очень эффектно. В данном случае она так же перекрывает белую кромку.
3. Белая кромка идет сразу от края глаза и перекрывается морщиной.
4. Возвращаясь к глазу, следует отметить, что можно делать белым только блик в зрачке, в остальных местах набирать тон.
5. Полоски необходимы любому тигру, а над глазом они для каждой особи индивидуальны.

Глаз льва (левый, фас)
Это глаз спокойного, умиротворенного льва, смотрящего вверх.
Обратите внимание на характер штриха в глазу - он очень нежный и наложен в соответствии с линейной формой глаза, т.е. с кругом. Естественность придает еще и то, что этот глаз выверенной круглой формы. По краям есть белые светлые участки – это рефлексы, которые так же оживляют глаз.
Чёрное окаймление имеет блик. Обратите внимание, что справа он заканчивается резко, а слева – плавно. Белая кромка широкая и изогнутая. Под ней идет выраженный участок затемнения, который характеризует ее толщинку. Внутренний уголок глаза переходит на боковую поверхность носа и идет у носа, а затем исчезает. Проанализируйте это на фотографиях – очень важно.
Я снова делаю объемными надбровные дуги и ввожу несколько своих «ноу-хау».

Глаз льва 2(левый, фас)
Теперь, когда мы усвоили основные черты глаз больших кошек, попробуем углубить наши знания. Посмотрите – черное окаймление имеет два слоя и несколько бликов. Но самое эффектное в данном примере - это проработка мелких деталей, благодаря чему изображение приобретает реалистичность.. Отметьте:
1. Глаз - не однородная масса. Книзу от зрачка встречаются разные точечки, придающие ему реалистичность.
2. Что касается львов, то часто на их мордах встречается масса шрамов и царапин. Это свойственно многим кошкам, но в особенности для льва.
3. Детализированная шерсть так же придает реалистичность.

Затемненный глаз - глаз пумы (левый, фас)
Часто приходится видеть кошек с темными глазами. Часто это – взгляд исподлобья . При этом тень идет сверху и уменьшается снизу или, нередко, сбоку. Если вы работаете с фотографией, то учтите, что нередко на фотографиях звери имеют затемненные глаза. Это зачастую нежелательно и порой приходится перестраивать многое в светотени чтобы изобразить «свой» глаз, имеющий блики и таким образом более выразительный , чем на фото. В любом случае, художник не должен этого бояться, потому что он не копирует фотографию, а может нарисовать даже лучше.

Глаз сбоку

Глаз снежного барса (левый, три четверти)
Рассмотрим глаз в боковой проекции. Стоит отметить выпуклость формы. Глаз всегда круглый, с какого ракурса мы бы не посмотрели. Не забывайте об этом, когда рисуете мелкий глаз на небольшом рисунке. Черное окаймление выглядит по-другому для этого ракурса, создает слева «черные площадки». Если они закрывают большую часть глаза, то от них лучше избавляться.
Старайтесь выбирать удачный ракурс. Если дальний глаз выглядит щелочкой, то это не очень удачно.
Три ресницы на верхнем краю глаза являются приоритетом барса. У каждой кошки есть свои украшения, которые необходимо замечать. Их можно переделывать, чтобы сделать еще эффектнее. Я немного удлинил «ресницы».
Сама организация глаза. Теперь, когда мы усвоили основы, попробуем несколько углубить наши знания. На этом варианте я сделал усложненный блик и гранулы вокруг зрачка.
Зрачок ромбовидный, граница его с окружающим глазом не очень четкая. Вокруг глаза у всех больших кошек есть зернышки, или гранулы. Располагаются вокруг зрачка, по тональности светлее зрачка. Разница в тонах между зернышками и тканью, на которой они лежат всегда меньше чем тональная разница между бликом и зрачком. В разных местах зернышки могут идти раздробленно, а могут сливаться в одно целое. По периферии глаза могут быть еще сосудистые прожилки.
Блик соответствует форме глаза, т.е. шару. Увеличивается кверху и уменьшается книзу, как и тень глаза. Блик лучше накладывать в соответствие с формой глаза. Почувствуйте наиболее выпуклую часть глазного яблока и наложите на нее блик. На эту область приходится «накал» (glow) - это самая интенсивная область блика. Художники любят экспериментировать с бликами.

Глаз тигра (правый, три четверти)
На этом примере очень важно проанализировать, как черное окаймление переходит из одной плоскости в другую, то есть, как оно переходит с поверхности глаза на поверхность носа. Белая кромка изогнута. Белая бровь прикрывает глаз и украшает его.

Глаз леопарда (правый, фас)
Здесь мы видим два почти одинаковых блика. Когда имеются два блика, глаз становится еще более живым и ярким. Однако эти блики не должны сильно закрывать зрачок – форма зрачка должна читаться. Необходимо грамотно рассчитать расстояние между бликами. Если они большие, то лучше чтобы они выходили за пределы зрачка.
Этот глаз имеет все те красивые черты, о которых говорилось ранее. Здесь есть бровь, падающая на глаз, изящная белая кромка. Проанализируйте тени, падающие на края этой кромки и сверху на глаз.
Искусственные глаза и сложные блики
Такие варианты бликов можно повстречать в зоомузее. Искусственные глаза имеют другие свойства отражения света и предметов. Данные блики можно выполнить только на достаточно большом рисунке.

Вообще же, наиболее распространенным вариантом является нанесение блика в самом темном участке глаза, то есть под верхним веком. Этот участок столь темный благодаря верхнему веку, которое дает на него тень. Нижняя часть глаза светлее в общих чертах. Такой вариант имеет широчайшее распространение – от анималистики до манги. Его эффективность нетрудно объяснить. Ведь наиболее контрастным будет сочетание черного и белого.

Нос (носовая подушечка)

Все носы имеют ряд сходных черт. Ноздри всегда темнее самого носа (черные щели), расширяются спереди, имеют форму запятой, хвостик которой уходит в бок. С боку можно видеть небольшую складку, окаймляющую край ноздри, образованный хвостиком. Чаще всего цвет носа бледно-розовый, можно делать его ярче. У львов и пум встречаются не только розовые, но и черные носы. У рысей и сервалов носы обычно черные.
Носовые щели расширяются во время бега (гепард) и когда животное злится.
Нос тигра - построение

Здесь под термином «нос» подразумевается именно носовая подушечка. В принципе, нос любой кошки умещается в треугольник. Это фигура, от которой надо идти при построении носа. Далее необходимо выстраивать форму носа. Нижняя часть носа обычно имеет вдавление посередине . При рычании края носа оттягиваются вверх, и вдавление увеличивается. Носовая перегородка широкая, книзу раздвоена, На верху носа может быть тонкая черная линия, обрамляющая верхний край носа, но не всегда. Для тигра характерна раздутость носовой перегородки, у льва она уже, у леопардов варьирует.
Проанализируйте ход тканей вокруг носовой щели. Когда рисуете, важно помнить, что нос формируется не только за счет собственно носа и щелей, но за счет всех тканей, окружающих щели. На последнем рисунке хорошо видно, что щель выходит за края носа. Я придал носу объем и блики, хотя на фото это не столь хорошо видно. Световой эффект вызывается секреторными выделениями. Самая нижняя часть носа часто бывает совсем черной , сливается с ноздрями.
Нос в боковой проекции

Нос леопарда – дальняя ноздря почти не видна, обилие бликов. Самый большой из них на
крыле носа.

Область носа

Упрощенное строение на рисунке.
Область вокруг носа имеет много общего у разных больших кошек:
-черные края губ у всех представителей. (Эта чернота представляет собой целое окаймление во рту – там оно окружает зубы.)
-черная маленькая линия отходит от носа и идет к краю верхней губы.
- губы имеют более светлый окрас (белый)
- на губах есть фолликулы, из которых отходят усы
- пушистый подбородок, так же светлый (белый).
В центральной части подбородка есть черное пятно, которое сливается с черными краями губ – посмотрите на область носа тигра (рисунок). Вокруг носа есть белое окаймление. Сами губы пушистые, но шерсть на них очень короткая, обычно не имеет смысла изображать ее здесь.

Фолликулы отходят в несколько рядов. Верхний ряд приподнимается, средние идут более прямолинейно, а нижний опускается. При рычании губы сдвигаются в другое положение, изменяется положение фолликулов, усов Усы выпрямляются и поднимаются вверх, они могут отходить назад.

Ход черных краев губ придает большим кошкам своеобразный вид. Губы как бы опущены, и кажется, будто бы животное очень грустное или недовольное (гепард, леопард). Это эффект псевдо-антропоморфизма – нам кажется, что зверь переживает реальные человеческие эмоции, что и выражено на его «лице». Но на самом деле это лишь иллюзия, никто не приписывал животным черты человека – это их природный вид. Просто с нашим восприятием мы так видим этих зверей. Иногда гепард представляется очень грустным, совсем разбитым и несчастным из-за внешности его губ и опущенных ушей.


Язык и губы – язык как и у человека, имеет углубление посередине, он длиннее, подвижнее, обычно яркий, розовый. Когда большая кошка высовывает язык, это загибает внутрь край губ (см. рисунок). Чем сильнее изгибается язык, тем больше изменяются губы (или одна губа).
Усы

Усы выдвинуты вперед, если кошка изучает окружающую обстановку. У разных диких кошек усы разной длины относительно тела. У марги и дымчатых леопардов они очень длинные. Усы имеют свойство отражать окружающие цвета, и таким образом, становиться синеватого и розоватого оттенка. Сами по себе усы белые, но могут быть и черными.
Чтобы показать усы белыми в карандашной технике , используют метод выдавливания. Для этого берут тупой инструмент, и выдавливают им усы на белом листе. Когда наносят тон, продавленное место не закрашивается и, таким образом, проявляются белые усы. Этот прием работает как с простыми, так с цветными карандашами. Количество усов необязательно должно быть на рисунке таким же как и в природе. Можно сокращать на малом рисунке до пяти с каждой стороны.
Иногда усы загибаются о тело кошки или окружающий предмет.

Лапы

Если художники, специализирующиеся на рисовании человека, хотят проверить свое мастерство, то они начинают рисовать кисти рук, так как это сложнейшая часть человеческого тела и ее труднее всего рисовать (исключая портрет?..). Нам, анималистам, в этом отношении повезло, так как лапа животного устроена гораздо проще, и рисовать ее легче. Но все равно, многие начинающие художники ошибаются при рисовании лап. Это связано с тем, что нередко приходится изображать лапу в перспективе, пальцы в перспективе, или с тем, что на фотографии нечетко видны границы пальцев. Попробуем с этим разобраться. Кстати, очень часто ступни больших кошек имеют светлую окраску, особенно пальцы. Но у снежного барса, который весь белый, шкура зимой становится коричневатой, и цвет лап изменяется тоже.
На рисунке две передних лапы. Левая (относительно нас) занимает переднее положение, поэтому она контрастнее. Ознакомьтесь с направлением шерсти. У всех кошек на лапах шерсть короткая, если это леопард или лев, то нет смысла показывать ее на ступне – это короткошерстные кошки.
Далее рассмотрим построение лап на примере передних. В передней проекции – очень важно понять, как построить пальцы так, чтобы они хорошо выглядели. Можно проследить дугу – ход пальцев соответствует дуге - наиболее выдаются вперед два центральных пальца. Есть и пятый палец, он находится с боку.
Вид лапы сверху – очень просто, три этапа.
Следует подчеркнуть, что чтобы правильно построить пальцы, нужно отыскать линию, от которой они отходят на ступне, и проанализировать ту форму, которую составляют все пальцы в целом - часто это округлая форма. Лапа в перспективе является хорошим примером этого, но вместо линии здесь окружность.
Лапа с выпущенными когтями. Обычно при нападении пальцы широко расставлены, между ними появляются промежутки.
Когти имеют характерную форму. У всех кошек они полностью втягиваются за исключением гепарда, у которого когти притупляются как у собаки. Коготь имеет толщину, блеск и тени.

Еще несколько примеров передних лап. Две лапы ягуара - высота ступни зависит от положения самой лапы: если предплечье наклонено вперед, то ступня приподнимается.

Задние лапы. Часто задние лапы занимают интересное положение, если кошка, к примеру, сидит на дереве. Это касается главным образом львиц, пум, снежных барсов, рысей, леопардов обычных и дымчатых, а так же марги. В данном случае мы часто видим подошву стопы. На рисунке я преувеличил блики и сделал шерсть контрастнее. Черные подушечки как бы вдавлены внутрь.
Задняя лапа гепарда – длинная, тонкая, жилистая, похоже на собачью лапу. Когти не втягиваются внутрь, видимый рельеф сухожилий и мышц.






Цветные карандаши – некоторые аспекты для кошек.

Цветными карандашами можно рисовать достаточно яркую графику. Принцип рисования схожий с простыми карандашами, но есть несколько особенностей, которые делают технику более сложной:
- с твердостью/мягкостью у цветных карандашей более смутно. Здесь нет четких градаций как в случае с простым карандашом, которые могут быть от 5 Н до 12 В – можно взять 2Н, Н, НВ, В, 2В – обычный набор традиционной школы, который делает рисование наиболее сбалансированным. Что касается цветных карандашей, то в каждой коробке они одинакового уровня мягкости, хотя бывает, что встречаются более твердые или мягкие в одном наборе. При этом уровень мягкости обычно вообще не указывается. Собирание по нескольку карандашей одного оттенка, но с разной твердо-мягкостью превратилось бы в огромную коллекцию. Наиболее удобными считаются акварельные карандаши, они дают качественную тоновою растяжку.
- цветные карандаши плохо стираются – штрихи сильного нажима полностью стереть невозможно.
- цвета трудно смешиваются на бумаге. Искомый цвет легче получить акварелью, чем цветными карандашами.
- возникают трудности с заточкой некоторых карандашей.

Основной техникой цветных карандашей является штриховка. В нашем случае с помощью штрихов рисуется шерсть. Прием такой же, как и с простым карандашом. При нанесении одного слоя штрихов на другой происходит усиление тона. Цветными карандашами можно создавать различную графику. «Крашеная» графика – когда цвета практически не смешиваются, а для теней используется черный карандаш.
Перед началом рисования необходимо определиться, насколько вы собираетесь выделывать кошке мех, или шерсть. Если это короткошерстный вид, то лучше выполнять тоновую растяжку (это равномерное, последовательное распределение тонов гаммы от светлых к темным), вместо детальной проработки шерсти штрихом, особенно если рисунок выполняется на малом формате. Можно наносить облегченную тоновую растяжку предварительно, а потом добавлять штрихи, чтобы так показать шерсть. Если выполняется проработка шерсти штрихом, то необходимо определиться с длиной штриха и его формой – от этого будет зависеть вид получаемой шерсти. Важно определиться с ходом волос – он определяет характер шерсти. И, наконец, нужно подумать о цветовой подаче, выбрать карандаши, близкие по цветовой гамме. Одним карандашом наносится некоторое количество штрихов – волос, а затем между ними наносятся другие штрихи другим карандашом. Данный прием представляет собой оптическое смешивание цветов. Сами по себе оттенки не смешиваются, но, расположенные близко друг к другу, они создают впечатление смешанности.
Для достижения однородности тона используют растушевку, она выполняется пальцем, кусочком бумаги или специальным порошком. Однородность тона важна на дальних участках композиции, или в участках теней, потому что сама по себе тень не только темная, но и неконтрастная, то есть однородная.
Если вы нанесли яркие штрихи там, где их быть не должно, то можно их затереть белым или серым карандашом, но как всегда, универсальным инструментом является ластик.
Выдавливание производится тупым инструментом (подойдет и непишущий стержень авторучки) и используется на белой бумаге для получения усов. Можно продавить точку для блика в глазах. Отметьте, что при очень сильном нажиме, карандаш своей линией может продавить бумагу. Это будет работать как с непишущим стержнем – то есть, перекрыть эту линию другим тоном не получится. Это чаще бывает при работе на толстой бумаге.
Наиболее эффектные рисунки или графика получается на цветной бумаге. Лучше брать бумагу высокой плотности. Текстура ее влияет на физику карандашей – на смешивание тонов, твердо-мягкость. Очень важен цвет бумаги – попробуйте различные виды бумаги. Цвет бумаги изменяет обычный тон карандашей, может сделать его более приглушенным, или наоборот – ярким. Как и в случае пастели, цвет бумаги может становиться цветом рисунка, т.е. в некоторых местах бумага оставляется нетронутой, и эти места просто несут свой первоначальный цвет.
Достаточно эффектно светлые предметы смотрятся на темном фоне, поэтому леопарда, снежного барса или ягуара можно изображать на коричневой или темно-синей бумаге. Абсолютно черную лучше брать для стилизованных рисунков. Например, линиями белого карандаша можно на черной бумаге изобразить пантеру.
Следует отметить, что при нанесении только одного тона уже происходит смешивание, потому что бумага цветная. При нанесении двух тонов - тройное смешивание. Цвет бумаги в случае простых карандашей, в отличие от пастели, существенно влияет на цветовую гамму рисунка.


Пример – морда тигра


1. Общий контур белым карандашом – легко и осторожно
2. Белые участки. В рисунке с простым карандашом я начинаю с теней, но в силу особенностей цветных карандашей я предпочитаю так. Белые участки лучше изобразить сразу, чтобы их видеть. В ином случае, можно просто забыть, и закрасить белый участок, а исправлять цветные карандаши очень трудно.
3. Основные тени.
4. Полоски тигра, необходимо помнить о симметричности. На моей бумаге черный цвет не загрязняет другие цвета, если карандаши на него попадают. Если он мажется, то лучше этот этап выполнять в последнюю очередь.
5. Намечаются самые светлые участки и глаза
6. Окончательный результат: доштриховываются пустые пространства, тона доводятся до необходимой глубины, силы. Нос и скулы выполнены тоновой растяжкой, а шерсть - штрихом. При всей этой обработке необходимо сохранить самые темные участки самыми темными, самые светлые – самыми светлыми и.т.п.. Это нужно помнить во время наложения нового штриха.
Каждый участок надо прорабатывать ради целого рисунка, который в результате должен смотреться целостно. Если каждый участок набирать без учета окружающих предметов, то он будет изолирован, и будет работать сам на себя. Наиболее это актуально для живописи, где цветовые переходы определяют и связь предметов – один цвет в другом. Т.е. желтая кружка на красной тряпке должна быть в меру красновата, потому что ее окружает красная тряпка, а, следовательно, обилие красного цвета.
Я добавил тигру сине-морского и темно-зеленого цветов, это придало тигру больше жизненности.

Немного об акварели

Акварель считается самой сложной живописной техникой. Но интереснее другое – то, что акварелью можно писать как живопись, так и графику. Эта техника предоставляет очень разнообразные возможности – от быстрых набросков в зоопарке до детальнейшего графического изображения шерсти. Здесь даются только краткие практические советы, посмотрите информацию о цветах в руководствах по акварели.
Акварель считается столь сложной техникой, потому что мазки трудно исправлять, трудно писать детали, краски быстро высыхают и т.п..
Акварель обладает прозрачностью
- это позволяет получать уникальные цветовые сочетания, показывать один цвет через другой когда они перекрываются.
- светлые участки не получится написать поверх темных.
Функционирование кисти зависит от количества воды:
- если бумага сухая, а в кисти сухая краска с минимальным количеством воды, то мазок будет сухим и непродолжительным.
- если бумага сухая, а в кисти краска со средним кол-вом воды, то получится обычный мазок. Эту консистенцию называют «больше краски, чем воды» Применяется в 90% случаев.
- если бумага сухая, а в кисти набрана краска с большим количеством воды, то краска на бумаге будет бледной и потечет
- если бумага мокрая (краска) а кисть сухая (выжата), то кисть будет забирать лишнюю краску с бумаги. Это используют, если краска течет, или если она на бумаге слишком водянистая. В данном случае можно использовать и ватку, не следует использовать палец.
Выжимание кисти производят о внутренний край баночки, ватку, выжимают пальцами.
- если бумага ненамного мокрая (краска еще не высохла) а кисть тоже немного мокрая, то можно выполнить растяжку тона, или замазать нежелательно резкую границу между мазками.
Вообще, мазок в акварели, это не просто линия, проведенная до отнятия кисти от бумаги. Мазок может быть весьма большим, используя весь запас кисти. Мазок может быть и пятном. Если один мазок накладывается на другой, то как раз и может получиться резкая граница, упоминавшаяся выше. Эти границы очень раздражают начинающих художников, но не стоит придавать им большое значение, если студент еще не овладел техникой. В последующем можно научиться придавать мазкам такое положение, что эта «проблема» сама собой исчезнет.
Воду в баночке и краски надо поддерживать в должном состоянии. По достижении водой черного цвета ее необходимо сменить. Кисточку взбалтывают в баночке интенсивно, чтобы полностью очистить ее от краски. Уровень воды не должен быть сильно высоким, иначе на лист полетят грязные брызги. Краски со временем тоже загрязняются. Их чистят – набирают кистью воду и отмывают кистью грязные слои до чистых слоев (это называется «помыть» краску).

В качестве демонстрации могу показать этот пример – это гепард, немного антропоморфный.
1. Намечены темные участки. По тональности все они разные. Наиболее интенсивен мазок на боковой поверхности носа. Такие цветовые соотношения нужно сохранить до конца работы.
2. Глаза, нос и рот. Кисточка колонок №1. Чем меньше кисть, тем труднее набрать на нее нужный цвет. К счастью, черный цвет всегда легко набирать. Надо аккуратно подойти к бликам- это практически не исправимо.
3. Наносятся наиболее светлые и яркие участки
4. Корректируются темные участки, появляются полутона, то есть форма теперь уже намечена.
5. Я рассматриваю, каких цветов не хватает, какие тона будет полезно внести. Когда есть тени, то можно поверх них внести «оживляющие» краски, они придадут живости, но тени останутся видны. Здесь я добавил оранжевый цвет – для гепарда он очень важен. В итоге он получился очень теплым, и я внес немного темно-зеленых и синих в тени, это сделало формы более живыми. Когда все готово, я работаю над глазами – вид окружающих цветов дает мне представление о том, какой оттенок глаз лучше всего к ним подойдет.
6. Разумеется, пятна, и «носовые» полосы гепарда.

Зоопарки и зоомузеи

Зоопарк дает хорошую возможность ознакомиться с живым животным – его походкой, рассмотреть, какие позы оно принимает. Здесь можно увидеть диких кошек. С домашними животными дело обстоит проще – их можно увидеть в домашних условиях, они не опасны и подпускают к себе, так что есть прекрасная возможность их рисовать. С дикими животными дело обстоит сложнее.
В зоопарке звери часто передвигаются и не всегда позируют. Поэтому лучше всего там рисовать наброски. Это делают карандашами, углем и даже акварелью. Работают быстро – от одной до десяти минут - кошка может убежать в любой момент. Главное – уловить характерные черты зверя и изобразить его в характере. Т.е. стоит попытаться передать выражение морды зверя, характерные особенности, напряженность/ ненапряженность позы. Таким образом, работа в зоопарке представляет собой рисование эскизов. Ошибки неизбежны, не придавайте этому значения.
В зоомузее большая кошка никуда от вас не убежит. Поэтому здесь можно выполнять детальную и длительную работу. Но можно и делать наброски с различных ракурсов, конструктивные «обрубовки». В музеях есть такие полезные экспонаты, как скелеты и черепа. Можно проанализировать самые мелкие детали шерсти, проследить ее ход на отдельных частях тела.
Но есть и недостатки. Если вы рисуете четко с натуры, то вы полностью полагаетесь на человека, который сделал это чучело, т.е. на его навыки. Бывают неудачные чучела, иногда встречаются и ошибки. Среди мастеров есть и творческие люди, которые делают морду более выразительной, чем в природе, преувеличивают с размером глаз.



Таксидермия и анималистика

Таксидермией (от лат. Taxio – прилаживаю, прикрепляю , derma – покровы) – это искусство, или ремесло, по изготовлению чучел животных и птиц.
Изготавливают чучела для трофеев, музеев. В последнем случае таксидермия имеет важнейшее значение для художника-анималиста, поскольку музейные экспонаты являются незаменимым учебным пособием, особенно если это редкий и дикий вид.
Таксидермисты работают в студиях и участвуют в чемпионатах по своему искусству. Они создают не только отдельные чучела, но даже целые композиции. Для композиции необходим так же задний план, который выполняется масляными красками.
Для серьезного занятия таксидермией необходима специальная мастерская, в которой обрабатывают шкуру и изготавливают манекены. Требуются разносторонние знания, так как автор является в какой-то мере и скульптором, ведь в качестве манекена можно использовать скульптуру собственного изготовления. Всё это делает таксидермию доступной для узкого круга людей, а при таких обстоятельствах в течение ее развития не было широкого производства специализированных инструментов. В результате в практике таксидермистов прижились самые разнообразные инструменты. В основном это инструменты из хирургической практики. Но очень широко используются стоматологические инструменты – это зонды, гладилки, штопферы, щипцы и элеваторы. Наиболее важным является шпатель.
Возвращаясь к анималистике, хочется подчеркнуть, что не каждое чучело является точным воспроизведением природного вида.

Анималистика и антропоморфизм

Антропоморфизмом называется причисление человеческих черт животным в широком смысле, растениям, неодушевленным предметам и природным явлениям. Такие животные называются антропоморфными. Рисунки антропоморфных животных датируются с очень древних эпох, с наскальной живописи. В древности это имело религиозный аспект. В различных религиях существовали боги, изображавшиеся в виде АЖ (знаменитый египетский Анубис ), и волшебные животные которые умели разговаривать. (около 30000 назад) Позже АЖ появились в сказках. Антропоморфизм использовался в баснях для олицетворения человеческих пороков и недостатков в образах животных. Всем нам известны басни Крылова. Многое он позаимствовал у других баснописцев (Лафантен), которые тоже заимствовали некоторые элементы своих рассказов, например, у Эзопа.
У художников сюрреализма разных эпох прослеживаются элементы антропоморфизма – например у Сальвадора Дали, Иеронима Босха. В двадцатом веке АЖ находят коммерческое применение. В начале века Генрих Клэй сколотил целое состояние рисунками, изображающими животных, пляшущих вместе с людьми. Далее появилась мультипликация и… думаю, вы и так прекрасно понимаете. В начале 80-х годов на почве мультипликационных героев-животных возникла новая область графического искусства – фурри-арт, или фурри-искусство, (“furry” англ – пушистый) особенностью которого является огромное разнообразие персонажей, имеющих так много общего. Характерными чертами здесь являются милые, добрые, или просто красивые герои, комиксное выражение эмоций, разнообразные персонажи по анатомии - одни по пропорциональности близки к человеку, другие представляют собой тех же героев мультфильмов. Но в любом случае, фурри – это новаторство. Возможно, это будущее антропоморфной анималистики.

Александр Дементьев
04.2006г.
© 2004 Клуб-изостудия "Живой Карандаш". Все права защищены. Использование работ художников клуба в любых целях без их разрешения запрещено.