Поиск на нашем сайте
Google

Найти животное:
  Новости
  Художники
  Галереи
  Статьи
  Форум
  Контакты
  О проекте
  Наши друзья

Новая картина

 
Вход для художников

логин:

пароль:


(восстановить пароль)

Rambler's Top100
Зооклуб - сервер о животных

Rambler's Top100
Портал обо всем, что бегает, летает и прыгает Животные : домашние и не очень, все о животных, энциклопедия домашних животных. Кошки, собаки, рыбки, лошади, птицы, рептилии, зооправо, зооприколы, зоотовары, зоовыставки, рефераты по биологии, зоологии, экологии, ссылки.
Питомник «Magic Smile» Питомник бернских зенненхундов Из Большого Дома
|  Статьи - Уроки мастерства - Дерево и цвет  |
Дерево и цвет

Деревянная анималистическая скульптура ставит перед её создателями очень сложные задачи по окрашиванию (тонированию) поверхности. Дерево прекрасно воспринимает цвет посредством различных красителей. Любой художник-резчик должен учитывать это по множеству причин. Во-первых, окрашивание – это наиболее простой и эффективный способ скрыть местные дефекты деревянной поверхности в виде синюшных, бурых, серых пятен и полос, вызванных воздействием спор микрогрибов, опрелостей, гнилей, насекомых, особенностей почвы и т.д. Во-вторых, современные окрашивающие составы (морилки) – это прекрасные антисептики, которые предохраняют древесину от загнивания. В третьих (и это самое главное), правильно выполненное тонирование – это весьма важный элемент в достижении художественной выразительности и подачи замысла художника в его произведении.
Деревянная анималистическая скульптура – это та область искусства, которая очень близка к натуре, к Природе. Природа богата многоголосьем цветов, их игрой, удивительным их богатством, сочностью. Именно здесь берут своё начало человеческие понятия о красоте и гармонии. Дерево является продуктом дикой живой природы. Поэтому ему характерны особая теплота, красота и разнообразие по цвету и физическим качествам. Наиглавнейшая задача художника – выявить красоту дерева, как материала, заставить её работать в формировании и подаче художественного замысла так, чтобы достичь предельной остроты и достоверности образного восприятия. Этой задачи невозможно достичь, если не соблюдать некоторые строгие правила. Рассмотрим их.
1. Если можно достичь наилучших результатов без применения тонирования, не делай-те этого! Чаще всего это относится к произведениям, отличающихся богатой пластикой, плавностью переходов объёмов и линий и выполненных из ядровых пород древесины (дуб, ясень, вяз, груша, бакаут, альгоробо, чёрное дерево, красное дерево и т.д.). Ядровые поро-ды древесины отличаются очень красивой текстурой. Как правило, они хорошо шлифуются абразивными шкурками и полируются. Необходимо сохранить красоту текстуры и естест-венного цвета такой древесины. Поэтому тонирование тут может быть уместно только в ис-ключительных случаях. Лаки в качестве покрытий применять не следует. Даже матовые лаки создают на поверхности неприятные блики, снижают естественное благородство дерева и создают впечатление пластмассы. Итак, никаких лаков! Но зато восковые покрытия всегда здесь будут уместны и желательны. Воск не искажает и не заглушает текстуру дерева и не мешает его цвету. Воск – это прекрасное защитное покрытие. Приглушённый восковой блеск на деревянной поверхности – это очень органично и красиво! В настоящее время в продаже имеется множество составов на основе натуральных или синтетических восков, предназначенных для деревянных паркетов, панелей, дверей и т.д. Все они будут хороши, но наиболее предпочтительны бесцветные восковые составы.
2. Тонирование уместно, когда деревянная анималистическая скульптура выполнены из древесины, не обладающей красивой текстурой. В этом случае чаще всего скульптору-резчику приходится иметь дело с породами древесины, которые хорошо «держат форму» на мелких и тонких элементах, резких переходах, не скалываются и не расслаиваются. Такая древесина должна обладать высокой вязкостью и стабильностью (хорошо резаться во все стороны). Указанные требования присущи древесине заболонных пород (липа, берёза, осина, ольха, ива, ель).
3. Все красители (морилки) должны быть прозрачными. Краситель не должен «заби-вать» дерево, чтобы оно не потеряло своей природной привлекательности. В окрашенном виде произведение должно настойчиво демонстрировать своё деревянное происхождение.
4. Все красители должны соответствовать естественным цветам различных пород дерева, встречающихся в природе. Если применять красители цветов, не свойственных дереву, это резко снижает его художественные достоинства, как материала. Поэтому цветовая гамма применяемых красителей для дерева должна исключать все яркие (чистые) цвета, а также цвета: синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, пурпурный, голубой. Допустимы и даже предпочтительны цвета различной насыщенности: серый, бурый, коричневый, красно-коричневый, жёлтый, жёлто-коричневый. Необходимая степень цветовой насыщенности достигается разбавлением морилок, снижением их концентрации. Нужные оттенки, ослабление или усиление цвета достигаются смешиванием морилок. При этом всегда надо учитывать, что на торцевых поверхностях дерева одна и та же морилка будет выглядеть темнее, чем на боковых (т.е. на продольных волокнах древесины).
5. На одной деревянной скульптуре предпочтительно применять морилку одного цвета, иногда двух цветов. Три цвета – это уже исключительный случай. Бывает, что художник-резчик вырезал из дерева прекрасную анималистическую скульптуру, подробно «выписал» на ней резцом все детали, а потом начал раскрашивать её в различные цвета, желая дос-тичь максимального сходства с натурой. И вдруг случается беда, - уже готовое произведе-ние умирает. Жизнь, художественный образ и замысел из него, потому что на самом деле получается муляж. Нельзя полностью повторять натуру! Натура художнику нужна только для того, чтобы проверять на ней достоверность своего произведения. Любая натура в анималистике – это художественное произведение Бога. Превзойти Бога, как художника, невозможно и бессмысленно! Всё равно, живой зверь или птица будут лучше, чем самая тщательная и мастеровитая резьба. Но бывают случаи, когда, например, просто в целях узнаваемости необходимо применить большую гамму красителей, пять, шесть и более цветов. В этом случае скульптору-анималисту при резьбе приходится прибегать к обобщениям и уходить от изображения отдельных и мелких деталей (они будут нарисованы). Резьба выполняется только в общих чертах, достаточных для узнаваемости. В этом случае раскрашивание в различные цвета может быть допустимо и уместно. Бывают и другие случаи применения раскрашивания деревянной анималистической скульптуры. Но это уже частности, зависящие от художественного замысла автора произведения.
6. Все красители для дерева должны быть светостойкими. Самые светостойкие краси-тели – это минеральные. Они получаются из растворов солей различных кислот, окислов металлов, природных минералов, для которых определённый цвет является физической неизменяемой характеристикой. Наиболее полную информацию о них можно получить из курса неорганической химии или из специального её раздела, посвящённого этой теме. Основной недостаток многих минеральных красителей – токсичность. Не следует самостоятельно вне специальных условий готовить минеральные красители. Кислоты, щёлочи, их испарения и возможные опасные последствия непредвиденных внезапных реакций – это весьма нежелательные факторы таких попыток. Лучше обратиться в специализированные магазины для художников. Там краски на основе минеральных химических веществ могут продаваться в готовом виде. При этом они могут представлять собой непрозрачные субстанции. В этом случае для получения прозрачного красителя в зависимости от типа краски можно использовать специальный растворитель, спирт или воду. Полученный раствор отстаивают или фильтруют.
На второе место после минеральных по светостойкости следует отнести красители для окрашивания тканей и кожи. Они доступны и хорошо ложатся на деревянную поверхность. Эти красители не токсичны. С ними удобно работать. Они продаются в виде порошков или концентрированных растворов.
В торговой сети также можно приобрести готовые морилки для дерева различных цве-тов и оттенков. Они разводятся спиртом или водой, поставляются в виде порошков или кон-центрированных растворов. Они обладают хорошей светостойкостью, хотя и уступают ми-неральным красителям, удобны в работе, не токсичны.
Хорошие результаты дают акриловые и акварельные краски. Они обладают хорошей светостойкостью и также не токсичны и удобны в работе. Их разводят водой, потом отстаи-вают или фильтруют, чтобы получить прозрачный раствор, который потом и используют.
Цветные карандаши используются для нанесения штриховок, точек, линий.
Конечно, здесь описано далеко не всё, что можно использовать при окрашивании дере-вянной анималистической скульптуры и других произведений деревянного искусства. Существует множество способов получения замечательных морилок для дерева, которые можно отнести к экзотическим. Например, отвар известного берёзового гриба чаги – это вполне хорошая морилка серого цвета.
Личный интерес в этой области обязательно приведёт художника-резчика к каким-то персональным предпочтениям и открытиям. Выбор весьма широк. Мне остаётся только по-желать в этом выборе всевозможных успехов.

Александр Крячко (Деревянная анималистическая скульптура, август 2011 г.)
© 2004 Клуб-изостудия "Живой Карандаш". Все права защищены. Использование работ художников клуба в любых целях без их разрешения запрещено.